О взаимной любви к Родине и патриотическом мазохизме.
С юности имею привычку ставить в соответствие понятия и сущность. Иначе как? В последнее время часто задумываюсь над содержанием понятия «патриотизм» в современном мире. По сути, патриотизм – любовь к Родине. Но любовь – чувство взаимное. Если иначе, то и понятие другое – мазохизм – мучение, которое ты причиняешь самому себе на почве безответности. А если чувства взаимны, тогда патриотизм – чувство взаимной любви человека к своей Родине, а Родины – к человеку.
И вот тут у меня возникают вопросы. Читаешь любые программы патриотического воспитания молодежи (особенно последнего времени), и понимаешь, что патриотизм – это либо воспоминание о войне, либо формирование готовности к ней. Возникает образ патриота – человека с ружьем. Либо - фанатеющего поклонника тандема. А как же бизнесмены, художники, актеры, литераторы? Что Александр Сокуров, получивший Золотого льва Венецианского кинофестиваля за «Фауста» меньший патриот, чем Никита Михалков с его «Цитаделью»?
Кто более патриот – учитель, за копейки идущий в разваливающийся класс, чтобы учить детей, или чиновник, с пламенным взором, произносящий слова о патриотизме и отмывающий по 30% с каждого проводимого проекта?
А как же открытый мир? А как же глобальный рынок труда? А как же самореализация – творческая, профессиональная, личная?
Что выбрать молодому спортсмену ? Принять отказ от участия в сборной России и смириться – мол, Родина (чиновник) лучше знает, на что я гожусь, - или дать согласие выступать за сборную другой страны и стать Олимпийским чемпионом, оставаясь русским спортсменом? Это мировая тенденция. Вспомните Олимпийскую чемпионку Анастасию Кузьмину. Или американскую баскетболистку, выступавшую на Олимпиаде в Пекине за сборную России – в свою не пробиться. Или множество кенийских легкоатлетов - стайеров, выступающих за все страны мира. Их в Кении много, а мест в сборной мало.
Только для всего мира – это нормально, а для нас сомнительно.
Что выбрать молодому ученому? Упакованную лабораторию, самореализацию, доступ на самые престижные научные события, к лучшим журналам, достойный уровень жизни. Или необходимость при зарплате в 7 тысяч рублей в академическом институте публиковать статьи в ВАКовских журналах за 10-13 тысяч, чтобы защитить кандидатскую диссертацию?
Почему мы думаем, что наши дети (все, кто моложе нас)))) живут в вакууме и реагируют на вертикальные установки, а не на реальность? Почему мы думаем, что они воспринимают все, что мы им декларируем, всерьез?
Мы придумываем ежегодные юбилеи, плавно перемещаясь от годовщины битвы под Москвой к годовщине Победы. Теряя поколение ветеранов войны, мы придумываем поколение детей войны. Я не о них, перед их подвигом я преклоняюсь. Я о нас. Это нам не хочется меняться и думать. Это мы остаемся в эпохе Первомайских демонстраций.
А они поигрывают в наши игры, решая свои проблемы. И призывают нас к самоиронии. Лучшие из них. Может быть, пора скорректировать подходы и перейти от «патриотического мазохизма» к реальной и взаимной любви Родины к своим детям и детей – к Родине. На какой основе? На основе реальности сегодняшнего дня и честности в оценках и поступках.
Комментарии