Современный уровень развития человеческой цивилизации определен таким этапом развития производства, при котором предметом труда является информация, а основой любой деятельности – социальные контакты и социальные коммуникации.
Внедрение компьютерных технологий во все области жизнедеятельности человека, сделали естественным переход к сетевым формам организации различных сфер человеческой активности.
В экономике это - сетевое предприятие, в политике - интерактивная, более чуткая к волеизъявлению граждан политическая система, либо система местного самоуправления, в культуре - единая мировая информационная сеть Интернет и глобальные масс-медиа.
Современные дети, подростки и молодежь живут в системе горизонтальных сетевых отношений, в формате сетевого самоорганизующегося общества. Это для них единственно возможная среда обитания. Они индивидуализированы и объединение в любые сообщества зачастую для них не цель, а средство достижения искомой цели. Основной механизм формирования этих сообществ – самоорганизация. Взрослые же, ориентированные на свой жизненный опыт и выработанные «вертикальные» модели отношений и социального поведения (скажем прямо, не всегда соответствующие вызовам сегодняшнего времени), стремятся тотально «организовать» молодежь, зачастую используя их как «средство» сохранения существующего «статус-кво».
По отношению к самоорганизующемуся детскому и молодежному движению государство относится как «взрослый» к «ребенку».
Поэтому в конструкции «вертикали» за двадцать послесоветских лет выстроилась устойчивая модель «своих» организаций и объединений, «получающих» «свою» порцию разноуровневой поддержки:
На уровне России – это прежде всего «Наши», приватизировавшие практически весь «молодежный» бюджет в последние несколько лет. Это Национальный совет детских и молодежных объединений и его члены - РСМ, ДИМСИ, разнообразные скаутские организации.
На уровне Субъектов Федерации – субъекты «своих» Федеральных организаций, региональные «Наши» или аналогичные организации регионального масштаба ( например, в Московской области – организация «Местные»). При том, что во многих территориях России еще живы и функционируют пионерский организации, отметившие в мае свой 90-летний юбилей.
На уровне муниципалитетов – свои «свои», очень часто вообще не имеющие отношения ни к каким объединениям регионального и федерального масштаба, завязанные только на «интересе» руководителей муниципалитета. Из них формируются «молодежные правительства», «молодежные думы», выращивающие молодых бюрократов, с юных времен впитывающие свое право на «приближенность».
А как быть организациям, только что создающимся? Как войти в этот своеобразный «рынок» программ и услуг для молодежи? Как получить первый грант любого уровня, когда основное требование – финансовая история, и если ее нет – не суйся. Да и результаты конкурса очень часто известны еще до его объявления.
Кто поможет детскому и молодежному движению в условиях «устоявшегося рынка», где все ниши заняты на всех уровнях? Ведь потенциал развития детского и молодежного движения еще очень велик. Какая структура в государстве несет ответственность за «равный доступ» к информации и поддержке?
Росмолодежь – там «Наши», Минобрнауки сориентирован на поддержку творческих, талантливых детей, либо детей, с проблемами в жизни. Это важно!!! Но их 10- 15%. А кто поможет гражданскому становлению остальных 85 процентов?
Национальный совет детских и молодежных объединений – такое же общественное объединение как многие другие, только изначально с иными стартовыми возможностями и работающее ( что естественно) на себя и своих членов?
Думается, что сегодняшний уровень развития общества ставит необходимость изменения глобальной точки зрения на принципы и содержание государственной поддержки детского и молодежного движения:
Комментарии
(пусто)